Письма Минфина России от 04.08.2016 № 03-10-11/45719


В связи с обращением сообщаем следующее.

В соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 5 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года (далее – Соглашение) при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

Таким образом, необходимость включения в таможенную стоимость товаров лицензионных и иных подобных платежей (далее – лицензионные платежи) при выполнении условий, предусмотренных пп. 7 п. 1 статьи 5 Соглашения, связана не с действиями либо решениями таможенных органов в отношении конкретных лиц, а с требованиями таможенного законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Таможенного кодекса Таможенного союза налоговая база для исчисления НДС и акцизов, уплачиваемых в составе таможенных платежей, определяется в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 160 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) при ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в пунктах 2 и 4 данной статьи, и с учетом статей 150 и 151 Налогового кодекса) на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины, подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

То есть необходимость включения в налоговую базу по НДС, уплачиваемому в составе таможенных платежей, таможенной стоимости ввозимых товаров, величина которой определяется с учетом лицензионных платежей (пп. 7 п. 1 статьи 5 Соглашения), также вытекает из требований законодательства.

В отношении содержащихся в обращении положений об имеющем место двойном налогообложении, поскольку одни и те суммы лицензионных платежей включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров и при этом организация «уплачивает НДС в качестве налогового агента… при перечислении лицензиарам лицензионных платежей…», обращаем внимание на то, что в данной ситуации имеет место налогообложение разных лиц, соответственно, лица, осуществившего ввоз товаров, и лиц, являющихся лицензиарами.

В первом случае объектом налогообложения является ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (пп. 4 п. 1 статьи 146 Налогового кодекса), во втором случае – передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 статьи 146 Налогового кодекса). Применительно ко второму случаю, как правильно отмечено в обращении, организация признается налоговым агентом, то есть лицом, на которое в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

На организацию обязанности налогового агента возложены в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса, поскольку в рассматриваемой ситуации налогоплательщиками являются иностранные лица – лицензиары, не состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков.

С учетом изложенного, по нашему мнению, двойного налогообложения и противоречий между таможенным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не возникает.

Кроме того, отмечаем, что на 40-й Сессии Технического комитета по таможенной оценке Всемирной Таможенной организации (далее – Технический комитет) было принято Рекомендуемое Мнение 4.16.

В данном документе рассмотрен вопрос о включении в таможенную стоимость товаров в соответствии со Статьей 8.1(c) Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее – Соглашение ВТО) сумм налогов, подлежащих в соответствии с налоговым законодательством страны ввоза удержанию импортером (налоговым агентом) из доходов в виде лицензионных платежей, начисленных в пользу иностранного правообладателя (налогоплательщика).

Техническим комитетом сделан вывод о том, что если в соответствии с налоговым законодательством страны ввоза при уплате в пользу иностранного правообладателя роялти импортером подлежат удержанию суммы налогов, то указанные суммы должны рассматриваться как часть лицензионных платежей. Следовательно, в таможенную стоимость товаров в соответствии со Статьей 8.1(c) Соглашения ВТО должна быть включена общая сумма начисленных в пользу правообладателя роялти, то есть до удержания налогов, а не фактически перечисляемая сумма.

В связи с принятием Рекомендуемого Мнения 4.16 Минфином России было направлено в ФТС России Письмо от 19 ноября 2015 г. № 03-10-08/66933, в котором обращено внимание на то, что при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Союза, в таможенную стоимость товаров на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 5 Соглашения должны включаться лицензионные платежи с учетом сумм НДС и налога на прибыль организаций, исчисляемых и удерживаемых лицом, которое выполняет в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах обязанности налогового агента.



Заместитель директора Департамента
налоговой и таможенной политики
Н. А. Золкин